История Сочинского морского порта



 

  В конце XIX века в Сочи были сооружены две пристани - Русского Общества Пароходства и Торговли (РОПИТ) у «Кавказской Ривьеры» и Российского Общества в районе Михайло-Архангельского собора - с расчетом на прием каботажных судов, но из-за конструктивных и технических недостатков они использовались только для небольших парусных судов. Незащищенные причалы систематически разрушались штормами, и их приходилось восстанавливать.

  В летнее время пароходы РОПИТ заходили в Сочи по 3-4 раза в неделю, зимой еще реже. Им приходилось останавливаться на рейде только в благоприятную погоду. Во время шторма пароходы совсем не высаживали пассажиров, проходили мимо, не останавливаясь, а пассажиров доставляли обратно в Сочи от ближайшего места остановки бесплатно. Бывали случаи, когда во время сильного шторма, продолжавшегося длительное время, пассажиров возили на пароходе между Сухуми и Новороссийском по три недели, не имея возможности высадить в Сочи.

  Прибытие парохода в пункт назначения представляло собой большое событие, оживлявшее размеренную жизнь провинциального Черноморского округа. Он привозил новости, нежданных гостей, запасы продовольствия, товары первой необходимости.


  Становление Сочи как курортной местности, увеличение количества населения и отдыхающих требовало дальнейшего совершенствования и развития путей сообщения, стояла острая необходимость строительства морского порта.

  В 1933 году была закончена разработка и принят первый генеральный план реконструкции курорта Сочи-Мацеста. В 1934 году Сочи объявляется ударной стройкой страны. Для руководства было создано специальное Управление уполномоченного ЦПК СССР.

  Лучшие зодчие государства, академики архитектуры И.В.Жолтовский, А В.Щусев. В.А Щуко приняли участие в формировании нового архитектурного облика курорта. За годы реконструкции - с 1933 по 1940 гг построено более 30 новых санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений. Сочи становится всесоюзной здравницей. Развитие города как курорта настоятельно требовало создания всех необходимых условий для морского регулярного сообщения, обслуживания пассажиров. С этой целью на основании постановления СНК СССР oт 31 марта 1934 г. № 698 приказом Народного комиссариата водного транспорта от 11 апреля 1934 г. №125 было создано Сочинское управление Морского Флота в качестве самостоятельного пароходства, находящегося в ведении Центрального управления Морского Флота с пребыванием в г. Сочи. Сочинское управление начало функционировать с 1 мая 1934 года.

  Этим же приказом Нарком вола приписной пункт Сочи преобразован в порт 3-го разряда с подчинением его в качестве хозрасчетной организации начальнику Сочинского управления Морского Флота. В Сочинский порт входили и приписные пункты Мацеста, Хоста, Адлер, Пицунда, Гагра, Гудаута. Район деятельности Сочинского морского пароходства был определен от Анапы до Батуми.

  Позднее была построена свайная пристань длиною около 200 метров Там производились все пассажирские и грузовые операции но обслуживанию судов Крымско-Кавказской линии. С развитием курорта Сочи бурно развивались местные пассажирские перевозки, которые осуществлял местный пассажирский флот на линиях пригородного и местного сообщения. Для удобства пассажиров были возведены пристани и морские вокзалы в Хосте и на Мацесте, в Курортном парке сооружен причал.

  В 1935-1938 гг. в Сочинском порту был оборудован эллинг для подъема катеров, здание судоремонтных мастерских, грузовой склад и помещение для грузчиков. Возведено здание Управления порта и временное деревянное здание пассажирского павильона.

  Строительство морского порта фактически началось в 1936 году с сооружения свайного пассажирского причала. Работы велись специально сформированной для этой цели строительной организацией Кавфлота Наркомвода.

  В 1938 году на основании технической документации и эскизного проекта, разработанного Ленинградским отделением Гипроводтранса, был разработан технический проект Сочинского порта, который утвердили 21 июля 1938 года распоряжением Народного Комиссара водного транспорта.

  По проекту намечалось строительство двух оградительных сооружений Северного и Южного молов, пассажирской набережной с глубиной 7.5 метра, мелководных причалов с глубиной 3.5 метра, внутреннего ковша со шпорой и береговым укреплением, пожарного депо, склада жидкого топлива, морского пассажирского вокзала. Строительство началось с возведения Северного мола из железобетонных массивов-гигантов размером 15.3х11 метров каждый.

  В 1940 году в целях более совершенного и действенного управления произвели реорганизацию. Пароходство и порт были объединены. Однако дальнейшее строительство Сочинского морского порта было приостановлено в связи с началом Великой Отечественной войны.

  В апреле 1947 года постановлением Совета Министров СССР возобновилось строительство порта. В период 1947-1955 гг. шла достройка СОЧИНСКОГО порта. С 1947 по 1958 гг. достраивали Северный и Южный молы. В 1948 году закончены грузовой и судоремонтный причалы, строительство которых было начато в довоенное время. В 1949 году сданы в эксплуатацию мелководный глиссерный и бункерный причалы. Вдоль Бульварной улицы построили берегоукрепительные сооружения, здания генгрузов и судоремонтных мастерских, летний клуб моряков на 600 мест. В 1950 году окончено строительство пассажирского причала №2 (на месте разобранной свайной пристани). В 1952 году построены оградительная шпора мелководного ковша, причалы для катеров и глиссеров, а также здание материального склада. В 1955 году построен новый причал для катеров длиною 92.5 м.

  С 1954 года Сочинский порт открыт для пассажирских судов под иностранными флагами. Большой трудовой вклад вносили и вносят портовики в обслуживание круизных судов с зарубежными туристами. Сочинский порт стал парадным входом в Советский Союз для интуристов на юге нашей страны. СОЧИ посещали крупные круизные суда: «Бретань», «Гермес», «Марсельеза», «Трансильвания» и другие, заходили суда под флагами Италии, Греции, Норвегии, Швеции, Франции, Югославии, ФРГ.

  Особо следует отметить большую деятельность по обслуживанию иностранных правительственных, парламентских и других делегации, руководителей зарубежных партийных и общественных организаций, находившихся на отдыхе в Сочи. Практически все делегации, прибывавшие в Сочи, совершали морские прогулки на судах Сочинского порта, осматривали уникальное здание морского вокзала. Порт принимал президента АРК Насера, президента Индонезии Сукарно, президента Индии Неру. Здесь бывали генеральный секретарь французской компартии Морис Торез, президент Чехословакии Людвиг Свобода, президент Югославии Иосиф Броз Тито, генеральный секретарь компартии Чили Луис Корвалан и многие другие главы государств и руководители политических партий.

  Коллектив порта проводил большую работу по приёму и обслуживанию профсоюзных делегаций моряков и портовиков из различных стран мира, в том числе из США, Канады, Австралии, Англии, Франции, Швеции, Италии, Норвегии, Финляндии, Югославии, Греции, из развивающихся стран Африки и Латинской Америки. Каждая такая встреча расширяла интернациональную дружбу. Делегации всегда оставляли восторженные отзывы о городе-курорте и выражали признательность портовикам за высокий уровень обслуживания.

  С 1967 года порт завязал тесную дружбу с Чехословацким морским пароходством в Праге. Ежегодно проводился обмен делегациями со встречными поездками в Прагу и в Сочи.

  С 1985 по 1991 год Сочинский морской торговый порт работал стабильно. Круизные и рейсовые пассажирские суда совершали, в среднем, 850 судозаходов в год. Морвокзал обслуживал до двух тыс. пассажирских судов. Суда портового флота перевозили oт 1.8 млн. до 2 млн. пассажиров в год. Грузовой причал перерабатывал около 300 тыс. тонн грузов (инертные материалы) ежегодно.

  1991 год оказался рубежным в истории порта, как и в истории всей страны. Он был закончен со значительными убытками (около 3 млн. руб.). 1992 год обрушил ситуацию окончательно. В этом году прекратилась работа круизных лайнеров на Крымско-Кавказской линии, по сравнению с предыдущим годом в 6 раз сократились перевозки пассажиров. Перестали поступать инертные строительные материалы. Объем грузопереработки уменьшился в 3,5 раза.

  В связи с отсутствием финансирования югославские фирмы, которые с 1989 года вели работы по реконструкции и капитальному ремонту комплекса морского вокзала и уже выполнили их почти на 80%, свернули свою деятельность и ушли с объекта.

  С началом кампании по приватизации в России порт акционировался в составе Новороссийского морского пароходства, с 1992 года стал именоваться филиалом ПАО «Новошип». Все работники порта, состоявшие в штате на тот момент, стали акционерами ПАО «Новошип».

  В непростое время, в начале 90х годов, когда из 15 морских пароходств в стране осталась лишь одна треть, Новороссийское морское пароходство не только выжило, но и совершило мощный рывок к крупному современном флоту. Пароходство специализируется, главным образом, в сфере перевозок нефти и нефтепродуктов, по тоннажу танкеров-продуктовозов устойчиво входит в первую десятку крупнейших судоходных компаний мира.

  Начиная с 1992 гола администрация и коллектив АО «Морпорт Сочи» настойчиво искали свое место в условиях кардинальных экономических преобразований.

  Первым из всех судоходных компаний и портов в Черноморском бассейне Сочинский порт - судами портофлота, другими судами под российским флагом, зарубежными пассажирскими и грузопассажирскими судами - организовал постоянную линию на порты Турции: Трабзон, Самсун и Стамбул. Представители нарождавшегося малого бизнеса двинулись в Турцию «за товаром». В 1993-1996 гг. порт ежегодно обслуживал около 150 тысяч пассажиров-«челноков».

  Работа грузового причала была ориентирована на прием экспортных грузов - цитрусовых, овощей, продовольствия, строительных материалов. На экспорт отгружались лесоматериалы, металлолом, полиэтиленовая крошка. Однако годовой объем грузопереработки по 1995 год включительно не превышал 70-90 тысяч тонн.

  Совет директоров ПАО «Новошип» вместе с руководством Сочинского филиала пришел к выводу о необходимости коренных преобразований в порту. Решением Совета директоров невостребованные и убыточные суда портофлота (общим числом 24) были реализованы или списаны на металлолом.

  В марте 1997 года на базе Морпорта Сочи-филиала ПАО «Новошип» создано открытое акционерное общество «Сочинский морской торговый порт». За счет сокращения портофлота и убыточных береговых служб численность работников порта уменьшилась примерно вполовину. Совершенствовалась работа структурных подразделений, все более жестко стал внедряться принцип сокращения расходов.

  Активизировалась работа по привлечению для судозаходов судов-автопаромов с грузами на автомашинах. Грузопереработка в 1997 году по сравнению с 1995 годом возросла почти вдвое. 1997 год порт завершил практически безубыточно.

  В 1999-2000 гг. силами и средствами Акционерного общества завершено строительство международного пассажирского терминала, оборудован специализированный паромный комплекс. Выполнен капитальный ремонт в здании Управления порта, благоустроена прилегающая территория. На средства организации обустроены и соответственно оборудованы помещения и техника для контрольных служб пункта пропуска через госграницу «Сочи-Морпорт».

  В 2003 году порт Сочи вступил в Ассоциацию средиземноморских круизных портов «MEDCRUISE» - некоммерческую организацию, объединившую 65 круизных портов Средиземного, Черного и Красного морей из 18 стран мира. В ноябре 2006 года с целью разработки совместных проектов по возрождению круизного судоходства на Черном море порт Сочи вступил в члены «BASPA» (Ассоциация портов Черного и Азовского морей). Ассоциация “BASPA” принимает активное участие в работе международной организации стран Черноморского Экономического Сотрудничества (ЧЭС). А в сентябре 2008 года под эгидой «MEDCRUISE» и при поддержке АО «Морпорт Сочи» в г. Одесса организована 1-ая международная конференция «BLACK SEA CRUISE 2008».

  Стратегическая задача - стать центром круизного судоходства на Юге России. Учитывая опыт работы, известность среди круизных компаний мира, широкие связи с руководителями круизных компаний, порт Сочи имеет все возможности для того, чтобы стать круизным центром на Черном море.

  Основное направление развития порта заключается во всемерном содействии морским пассажирским перевозкам, установлении прочных деловых связей с ведущими мировыми туроператорами по привлечению заходов пассажирских, круизных судов и активное продвижение порта Сочи на рынке мировой туристической индустрии.